melanie-de-biasio

Melanie De Biasio – джаз-нуар из Бельгии

Апр 19 • Музыка, Музыкальный критик • 3825 Просмотров • Комментариев нет



melanie-de-biasio-2У многих о Бельгии довольно смутное, общее представление. Все знают, что эта страна граничит с Францией и что это родина легендарного литературного персонажа – детектива Эркюля Пуаро. Известно, что Брюссель – штаб-квартира Евросоюза, офис НАТО, город, где проживает огромное количество политиков, дипломатов, деятелей искусства. Возможно, именно потому, что в Брюсселе все так спокойно и надежно, о нем нечасто говорят. Но что редко мелькает в новостях – так это то, что в Брюсселе огромное количество джазовых клубов, где поют и играют джаз для самой искушенной публики, коей бельгийская и является, безусловно.

Мелани де Биазио. Информации о ней почти нигде нет (на русском точно), англоязычных же статей почти не найти. Зато целый ряд французских статей (хотя и там детали биографии ne sont pas precises). Ни статьи в Википедии, ни биографии. Кто же эта дама и откуда она взялась? Несколько месяцев назад я увидела пост с песнями из ее нового альбома No Deal в одном паблике джаз-нуара. Прилагалось фото исполнительницы: аскетичное и простое. Музыка и в самом деле оказалась самым настоящим джаз-нуаром (чего нельзя сказать о многих бэндах, которые себя относят к этому направлению). Прослушав весь альбом, я выделила на тот момент для себя всего пару треков: No Deal, The flow, I’m gonna leave you. Именно в этих синглах вокала больше всего по сравнению с остальными. Это не free jazz, (что радует), но порой невозможно уследить за мелодией – она будто бродит: то ускоряется, то замедляется, то кардинально изменяет свое направление. Нуарная, задумчиво-меланхоличная музыка и чуть низкий, безупречный женский голос – именно таким должен быть джаз-нуар. «Если бы побольше вокала»,- думалось мне.

Так я держала в уме Де Биазио и ее музыку какое-то время, но не заостряла на ней внимание. Но как-то мне захотелось узнать о ней побольше – и я начала гуглить. Попадались лишь французские статьи. И вот что я из них узнала.

Мелани де Биазио – бельгийская джазовая певица, выступает преимущественно в Европе.melanie-de-biasio-1

Она не поет «как белая» – именно так говорят о тех джазовых вокалистках (белых, разумеется), которые поют так, как не следует: слишком слащавым голосом, не вкладывая в песню никаких эмоций, а лишь демонстрируя свой идеально «отшлифованный» вокал. Многие вокалистки обучаются петь так, как Уитни Хьюстон и Кристина Агилера (а джаз тут не при чем). Дайана Кролл, например, не поет как белая в том смысле, о котором я говорю. То же относится и к Мелани Де Биазио. Основными исполнителями, оказавшими влияние на ее творчество, были и остаются Майлз Дэвис (который по праву считается отцом джаз-нуара) и Нина Симон (что действительно видно и слышно по вокалу Мелани — многие ее приемы, не только вокальные, но и пластические, – все это «школа» таких джазовых див, как Нина Симон, Билли Холидей…).

melanie-de-biasio-3

В перерывах между выступлениями и гастролями Мелани живет в Брюсселе. Официально ее страница как джаз-исполнительницы была основана совсем недавно – в январе 2013 года, а No Deal вышел в марте 2012 года. Чем она занималась до этого? В свое время она брала уроки игры на флейте, сольфеджио, актерского мастерства и танца. Далее гастролировала с различными джаз-рок бэндами по Канаде, играла на флейте и сочиняла музыку и песни. В 2007 году выпустила свой первый альбом “A Stomach Is Burning”, за который получила такие награды, как: “Best Jazz Album” и “Best-selling Jazz Album of the Year”, что является бельгийским эквивалентом награды Грэмми.

melanie-de-biasio-4Альбом разошелся огромными тиражами в Европе. В 2011-12 годах Де Биазио работала с тюремным хором, после чего они дали великолепный концерт в той же тюрьме (думаю, здесь ее действия были мотивированы желанием научиться петь так, как пели черные дивы и «рабочий класс черных», и проникнуться тюремной атмосферой для создания по-настоящему нуарной, тёмной и глубокой музыки).

В 2012 году Де Биазио выпустила свой второй альбом No Deal, с которым гастролировала в Марокко, Чили и Вьетнаме (вновь любопытный выбор мест для выступлений для женщины, известной и любимой в шикарнейших городах Европы).

Узнав все это, я взялась за клипы Де Биазио (сначала официальный клип The Flow) и поняла, что в случае со столь нестандартной, артистичной исполнительницей ее нужно не только слушать, ее нужно видеть, за ней нужно наблюдать. Тогда становятся понятны те затишья в музыке, странные отзвуки и эхо, перемена в темпе мелодий и отсутствие вокала в течение доброй половины песни – каждый нюанс музыки Де Биазио становится понятным, обоснованным и вполне оправданным.

melanie-de-biasio-5Далее я посмотрела видео A Stomach Is Burning, которое было записано еще до альбома No Deal. Тогда у Мелани были еще длинные волосы, и она носила платья (сейчас же она несколько изменила имидж и стала этаким озорным элегантным мальчиком с короткой стрижкой и в брючных костюмах). Видео длилось 38 мин, в течение которых она исполнила лишь 4 песни, каждая – по 9-10 минут. Что можно делать так долго? Все то, о чем сказано выше – вокал, сценические движения и т.д. Каждый жест рассчитан и просчитан, она почти не двигается и стоит на одном месте, руки на талии, слегка склоненная набок голова и лишь иногда-легкий взмах руки, акцентирующий внимание на словах песни. Создается впечатление физической тишины, ухода в себя, будто она поет изнутри, заглядывает внутрь себя, в самое своё нутро, в свою душу – откуда и доносятся звуки. Иногда это слова текста песни, иногда – что-то вроде мычания или вздохов и едва уловимые звуки, притопывание, хлопок в ладоши. И еще она играет на флейте, и звуки инструмента усиливают гипнотический, нуарный эффект ее музыки. И десять минут песни пролетают незаметно – следишь за каждым ее движением, изменением темпа мелодии и тембра голоса.

В альбоме No Deal треки максимум 4 минуты длиной. И теперь, слушая их, я чувствую, что чего-то не хватает. Не хватает половины песни, которую они обрезают ради коммерческого успеха альбома и «игры для широких масс». Вживую же Де Биазио делает все «как надо», как и было изначально задумано, – то, как она это делала в видео A Stomach is Burning.

melanie-de-biasio-6

Даже с таким огромным успехом в Европе, в США (родине джаза) и России об этой исполнительнице мало что известно. Но, думаю, хотя джаз и зародился в Штатах, его будущее сейчас за такими странами, как: Нидерланды, Бельгия и Швейцария. Именно там в данный момент рождаются новые направления, появляются необычные джазовые музыканты и вокалистки – что-то новое, свежее, с прекрасной академической базой (как это ни парадоксально звучит), что-то не перепетое тысячу раз (ибо джазовые стандарты уже давно изжили себя, какие бы аранжировки на них ни делали). Словом, в этих странах сейчас делают такой джаз, который хочется слушать и слушать…

фото: Olivier Donnet, Carsten Wilde


Похожие Записи

e636e977d02c7999ab030f18f8e24503
Комментарии:

« »